МБОУ "СШ №39"
Смоленск
  • Буллинг

    Буллинг в школе: что делать родителям и жертве?

         Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.

    Все это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово – новое, явление – старое. По данным ООН за 2006 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».

    Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

    Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.

    Буллинг как один из видов насилия

    Что такое буллинг

    Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

    Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

    То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.

    Разновидности травли

    Какие существуют виды буллинга?

    • физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
    • вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
    • социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
    • экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
    • кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершенный из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.

    Школьный буллинг сегодня

    В чем особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

    И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.

    Скулшутинг как итог буллинга

    Еще одно явление жестокого современного мира носит название скулшутинг (от англ. – schoolshooting). Этот термин подразумевает под собой массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу. Скулшутинг приобрёл широкую огласку после инцидента, который произошёл в средней общеобразовательной школе «Колумбайн» в США, где 20 апреля 1999 года двое учеников расстреляли в школе тринадцать человек, после чего покончили с собой.

    Случаи страшные, случаи вопиющие. Но еще страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.

    Причины и мотивы буллинга

    Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

    Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

    • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
    • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
    • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
    • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

    К мотивам буллинга можно отнести:

    • зависть;
    • месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
    • самоутверждение в коллективе;
    • стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
    • желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

    Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?

    Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребенок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

    • ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
    • возвращается из школы подавленный;
    • часто плачет без очевидной причины;
    • ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
    • нарушение сна и аппетита;
    • синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

    Кто участвует в травле?

    В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

    Жертва

    Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

    • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
    • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
    • с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
    • с низким интеллектом и проблемами в учебе;
    • «любимчики» учителей или наоборот изгои.

    Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

    Агрессор

    Потенциальный буллер – это человек:

    • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
    • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
    • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
    • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

    Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

    Наблюдатели

    Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

    1. Либо наблюдатель встает на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
    2. Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
    3. И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

    Влияние буллинга на его участников и последствия

    Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

    Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

    Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

    И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

    Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

    1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
    2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
    3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

    Как бороться с буллингом в школе?

    Что делать ребёнку – жертве травли?

    Теперь хочется обратиться к детям:

    1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
    2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
    3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
    4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

    Как вести себя родителям?

    А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

    Первый и самый главный пункт – снять с ребенка чувство вины!

    Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

    1. Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
    2. Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
    3. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
    4. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.
    5. Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
    6. В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.

    Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

    Профилактика школьного буллинга

    Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

    Уважаемые педагоги! Вы не имеете права не знать, что происходит с Вашими подопечными, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также просматриваете личные странички Ваших учеников в социальных сетях, обращайте внимание на посты и комментарии. Никто не призывает Вас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь Ваших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых Вы обязаны. Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями – не оставайтесь равнодушными!

    Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.

    Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.

    Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.

    Ответственность за буллинг

    В российском законодательстве не предусмотрено специальной ответственности за буллинг.

    Вместе с тем зачинщиков травли можно привлечь к ответственности за действия, входящие в буллинг: оскорбление, нанесение побоев, угрозы.

    В зависимости от характера совершенных действий нарушителей, в том несовершеннолетних, могут привлечь к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

    С 14 лет несовершеннолетний может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности, за действия несовершеннолетних до 14 лет отвечают их родители и законные представители.

    Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, в соответствии с частью 1 статьи 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

    Аналогичное правонарушение, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, грозит наложением штрафа от 5 до 10 тысяч рублей.

    К указанной ответственности может быть привлечен нарушитель, достигший 16 лет.

    Если рассматривать ситуацию буллинга в рамках уголовной ответственности, то действия могут быть охвачены разными составами преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

    Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

    Основным признаком деяния является причинение тяжкого вреда здоровью: опасный для жизни вред здоровью; потеря зрения, речи, слуха, потеря какого-либо органа или утрата органом его функций; прерывание беременности; психическое расстройство; заболевание наркоманией или токсикоманией, неизгладимое обезображивание лица; значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть; заведомо для виновного полная утрата профессиональной трудоспособности.

    Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью

    Средний тяжести вред здоровью можно описать с помощью следующих признаков: вред здоровью, не опасный для жизни и не повлекший тяжких последствий; вред здоровью, вызвавший длительное расстройство здоровья (свыше трех недель).

    Статья 163. Вымогательство

    Действия выражаются в требовании: передать имущество виновному лицу или представляемым им лицам; передать право на имущество виновному лицу или представляемым им лицам; совершить другие действия имущественного характера, т.е. действия, не связанные с передачей имущества или права на имущество, но способные принести материальную выгоду виновному лицу или представляемым им лицам (например, бесплатный ремонт, строительство).

    Статья 167. Умышленные уничтожение или повреждение имущества

    Преступление предполагает совершение альтернативно предусмотренных действий: уничтожения чужого имущества, т.е. его приведения в состояние, при котором оно не может использоваться по целевому назначению или исчезает как предмет физического мира; повреждения чужого имущества, т.е. частичной утраты им своих свойств, повреждении, требующем ремонта, и т.п.

    Статья 213. Хулиганство

    Заключается в действиях, образующих грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Действия, составляющие хулиганство, разнообразны: применение насилия к гражданам, уничтожение и повреждение чужого имущества, срыв массовых мероприятий, прекращение или приостановление работы транспорта и т.п. Для квалификации таких действий как хулиганства они, во-первых, должны образовывать грубое нарушение общественного порядка и, во-вторых, должны выражать явное неуважение к обществу.

    Ответственность за указанные виды преступлений наступает с 14 лет.

    Статья 110. Доведение до самоубийства

    Жестокое обращение с потерпевшим выражается в нанесении ему побоев, истязаний, причинении вреда здоровью, лишении тепла, пищи и т.п. Систематическое унижение человеческого достоинства выражается в многократных актах оскорбления, глумления, опорочивания.

    Законодательством предусмотрено суровое наказание за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство. Такое деяние, если оно совершено в отношении несовершеннолетнего, или в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

    Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

    Выражается в форме действий, направленных: на возбуждение ненависти либо вражды; унижение достоинства человека (группы лиц) по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. Способ совершения действий — публичный, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, или обстановка их совершения (публичная).

    Статья 116. Побои

    Побои выражаются в насильственных действиях, причинивших физическую боль, но не повлекших вред здоровью. При этом указанные действия совершаются их хулиганских побуждений, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В результате побоев могут возникнуть, например, ссадины, кровоподтеки, небольшие раны. Однако они могут и не оставить после себя никаких объективно выявляемых повреждений.

    Статья 1101. Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства

    Складывается из двух альтернативных деяний: склонения к совершению самоубийства или содействия совершению такового.

    Склонение – это действия, направленные на возбуждение у другого лица решимости покончить с собой. Содействие – это выполнение виновным пособнических действий самоубийству, выражающихся в даче советов, указаний, в предоставлении информации, средств или орудий совершения самоубийства, в устранении препятствий к его совершению, в обещании скрыть средства или орудия совершения самоубийства.

    Статья 1281. Клевета

    Выражается в действиях по распространению заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. В случае, когда ложные сведения не являются порочащими, ответственность за клевету исключается.

    Статья 117. Истязание

    Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло вред здоровью (тяжкий или средней тяжести).

    При этом ответственность за данные преступления наступает с 16 лет.

    Разберем конкретный пример буллинга из жизни. 15-летняя Л. хорошо училась, когда жила в райцентре, но родители переехали в крупный город и в новой школе у восьмиклассницы возникли проблемы. Кто-то обозвал Л., она расплакалась. Начались насмешки. Случился конфликт с соседом по парте – учительница, не разбираясь, встала на его сторону. Девушка замкнулась, стала реже посещать занятия, снизилась успеваемость.

    Увидев плохие оценки за четверть, мать, не особо вникая в причины, потребовала все исправить. Отметки Л. подтянула, но контакта с ребятами так и не нашла. На физкультуре одноклассники норовили толкнуть ее и сбить с ног, на переменах спускали в унитаз тетради, заталкивали в мужской туалет, зимой набивали ее шапку снегом, прятали верхнюю одежду, прикрепляли на спину надпись «Пни меня», а потом радостно пинали. И парни, и девушки.

    Когда классный руководитель сообщила матери, что Л. прогуливает школу из-за травли, женщина пришла в школу и припугнула обидчиков. В итоге новенькую перестали изводить физически. Вместо этого она получила прозвище «Тварь», ее объявили заразной. Не выдержав прессинга, школьница решила отравиться – ее спасли благодаря чистой случайности. Матери Л. казалось, что дочь преувеличивает свои страдания.

    В данном случае одноклассники Л. своими действиями довели девушку до покушения до самоубийства путем систематического унижения человеческого достоинства. Уголовная ответственность за данное деяние наступает с 16 лет, а в качестве наказания предусмотрено лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

    Однако даже уголовная ответственность не спасают людей от буллинга.

    Чтобы исключить буллинг, минимизировать его последствия, необходимы совместные усилия родителей, педагогов, психологов, учащихся. Важно помнить, что каждый человек является личностью и каждый человек достоин уважительного отношения к себе.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie